Распространение смертной казни в современном мире (по состоянию на 2008 г.). Известны следующие способы исполнения приговора в наши дни: расстрел, повешение, побиение камнями, смертельная инъекция, электрический стул, обезглавливание, газовая камера.

 

США являются единственной страной в G8, допускающей смертную казнь. Это наказание закреплено в 8-й поправке к конституции страны, применяется в 32 из 50 штатов. На снимке: камера для смертельных инъекций.

В Делавэре, Нью-Гэмпшире и Вашингтоне заключенным позволяют как альтернативу инъекции выбрать казнь через повешение, а в Аризоне и Вайоминге узаконена газовая камера. Однако, пока смертельная инъекция все же остается основным методом проведения смертной казни.

В сегодняшнем Китае смертная казнь осуществляется посредством расстрела или смертельной инъекции. Причем последняя чаще используется для осужденных за экономические преступления и коррупцию, в то время как осужденных за убийство и наркоторговлю расстреливают.

 

 

 

В США газовые камеры использовались для казни приговоренных преступников начиная с 1920-х годов. Газовая камера в тюрьме Сан-Квентин (Калифорния).

 

 

 

 

Электрический стул был впервые использован в США 6 августа 1890 г. в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Уильям Кеммлер, убийца, стал первым человеком, казненным таким образом. В настоящее время может быть применен в семи штатах – в Алабаме, Флориде, Южной Каролине, Кентукки, Теннесси и Виргинии – по выбору осужденного наряду со смертельной инъекцией.

 

 

 

«Побиение камнями св. Стефана», 1625 г. Рембрандт. Этот вид казни, в отличие от сожжения или сварения в кипятке, не ушел в прошлое.

В настоящее время применяется в некоторых мусульманских странах. Статья 119 Исламского уголовного кодекса Ирана (Ходоуд и Кисас) гласит: «При наказании в виде забрасывания камнями до смерти камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов; они также не должны быть и настолько малы, чтобы их нельзя было назвать камнями».

Смертная казнь побиением камнями (Сомали).

Смертная казнь через обезглавливание (Саудовская Аравия).

Сам процесс казни в Саудовской Аравии — целая церемония, традиции которой хранились и пополнялись на протяжении многих сотен лет.

Все казни совершаются после полуденной молитвы на центральной площади. Осужденный на смерть доставляется на место с завязанными глазами. Силы правопорядка очищают площадь от автомобилей и прохожих, после чего на земле расстилают кусок материи или пластика голубого цвета.

Офицер муттавы ведет осужденного в центр этой материи, осужденный становится на колени лицом к Мекке. Если казнь происходит в Мекке — лицом к Каабе. Полицейские зачитывают приговор и отдают приказ привести его в исполнение.

Палач получает меч из рук офицера полиции, подходит к осужденному со спины, и перед отсечением головы делает несколько взмахов мечом в воздухе. Для скорейшей остановки фонтанирующего кровотечения на казни всегда присутствует медицинский работник. Тело обезглавленного хоронят в тот же день.

Смертная казнь отразилась и на культуре арабов. Так, например, популярный народный «Танец войны» аль-Арда (رقصة العرضة) во многом произошёл от движений палача.

 

Четвертование — разновидность казней, заключающихся в разрывании или расчленении. Специфика четвертования состоит в одновременном воздействии на четыре конечности.

Речь идет об одной из самых страшных экзекуций, когда-либо порожденных человеческой жестокостью.

Четвертование применяли издревле: оно упоминалось еще в индийских законах Ману. Разные тексты дохристианской эпохи свидетельствуют о его существовании в Китае, Персии, Египте, а потом и в Риме.

Четвертование обычно ассоциируется с «работой» лошадей. Однако первоначально в Индии использовали быков, а во многих других странах, в частности в Греции, четвертование называли диасфендонезом и осуществляли, привязывая осужденного к верхушкам двух наклоненных деревьев. Когда перерезали веревки, фиксирующие деревья, стволы резко распрямлялись, возвращаясь в обычное положение, и конечности казнимого отрывались.

 

Скафизм. Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле. Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти. Смерть, в конечном счете происходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.

 

Казнь вареным мясом.«Мясному» наказанию подвергались воры, обкрадывавшие уличных торговцев едой. Приговорённого к смерти преступника сажали в тесную клетку, где он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, и начинали обильно кормить. Однако меню было на редкость однообразным. На завтрак, обед и ужин человек получал только отварную говядину без соли. Причём палачи стремились выбирать лучшие, на первый взгляд, куски мяса, удаляя жилы, кости и жир. Питание осуждённого не приводило к большим расходам для государственной казны, поскольку продолжалось всего лишь 20-30 дней. У жертвы распухал живот, она корчилась и умирала в муках. Когда труп выволакивали из клетки, от него исходило ужасное зловоние, смешанное со специфическим «ацетоновым» запахом.

Существует версия, что во времена инквизиции в Испании применялся ещё более изощрённый метод казни – жертвам давали лишь сырое мясо, правда, позволяя запивать его вином. Взаимодействие этих компонентов вызывало сначала брожение в желудке, а затем мясо начинало разлагаться. Несчастный, которого подвергали подобной процедуре, погибал уже через неделю.
Впрочем, из всех смертельных «мясных диет» ни одна не превзошла по жестокости способ, придуманный королем Сиама для мятежника, покушавшегося на его власть. Правитель приказал кормить революционера его собственной плотью, отсекаемой от тела. Какими моральными страданиями сопровождалась в этом случае физическая боль, трудно себе представить. 

 

Заливание в горло расплавленного металла или кипящего масла. Применялось на Руси в эпоху Ивана Грозного, средневековой Европе и на Ближнем Востоке, некоторыми индейскими племенами против испанских оккупантов. Смерть наступала от ожога пищевода и удушения. В Тридцатилетнюю Войну заливанием расплавленного свинца крестили в католичество пленных шведов-протестантов.
В виде наказания за фальшивомонетничество часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты. Кстати, римский полководец Красс, после поражения от парфян, также познал все прелести этой казни, правда с тем отличием, что ему в горло залили расплавленное золото: Красс был одним из самых богатых римских граждан. Наверное Спартак, на том свете, с удовольствием посмотрел на неаппетитную казнь своего победителя.
Также золото в глотки испанцев заливали индейцы.
— Жаждешь золота? Мы утолим твою жажду.
Кого интересует видео — милости прошу на просмотр Игры Престолов: принцу задарили-таки обещанную корону на голову. В жидком виде.
В целом же, данная казнь (с золотом) глубоко символична: казненный погибает от того, чего больше всего жаждет.

 

Разрезание по кусочкам. Это затяжная смерть путем вырезания отдельных кусков тела. Приемущественно этот вид экзекуции применялся в Китае вплоть до 1905 года.Там казнь носила название Лин-Чи или «смерть от тысячи порезов». Осуждали за государственную измену и за убийство родителей.Осужденного привязывали обычно к какому нибудь столбу, как правило в людном месте, на площадях. И затем медленно вырезали фрагменты тела. Чтобы заключенный не потерял сознание , ему довали порцию опиума.
В своей «Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз: «Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи. Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа. По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце.

 

Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.
Возникла очень давно. Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.
Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги. К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.
Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии. Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».

 

Казнь слонами. На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.

 

Закапывание.
Как способ смертной казни известно в Древнем Риме. К примеру, весталка, нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день (что не имело особого смысла, так как смерть обычно наступает от удушья в течение нескольких часов). Путём погребения заживо были казнены многие христианские мученики. В 945 году княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой.
Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода и жажды. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей.
По сведениям харьковского музея Холокоста подобный вид казни использовали фашисты по отношению к еврейскому населению СССР во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
А старообрядцы на Руси закапывали сами себя во имя Бога и для спасения души. Для этого копались специальные землянки с герметично закупориваемым выходом — мины, в них ставились свечи и подпиленый шест в центре. Смерть была либо «легкой», либо «тяжкой». Тяжкая смерть гарантировала хорошую карму, но большинство людей не могло вынести мучений и выбирало легкую, для этого достаточно было толкнуть шест в центре мины и тебя сразу заваливало землей. Во всех документальных подробностях один такой случай описал В. В. Розанов в книге «Темный лик. Метафизика христианства» или Боря Чхартишвили (Акунин) в повести «Перед концом Света».

 

Keelhauling (пропускание под килем)

Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.

 

 

 

 

Немного современной статистики:

1 апреля 2020 года Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о смертной казни и смертных приговорах во всем мире. Он показал, что общее количество известных казней немного сократилось по сравнению с показателем 2018 года и достигло самого низкого предела за последнее десятилетие. При этом в Ираке практически удвоилось количество казней, а в Саудовской Аравии этот показатель достиг самого высокого предела за все предыдущие годы.

Amnesty International установила, что в 2019 году было проведено 657 смертных казней в 20 странах, что на 5% меньше, чем в 2018 году (как минимум 690 известных случаев). Это самый низкий показатель, зафиксированный Amnesty International за последние десять лет.

Максимальное количество случаев применения смертной казни приходится на Китай, Иран, Саудовскую Аравию, Ирак и Египет (страны указаны в порядке убывания количественных показателей).

В Китае по-прежнему казнят больше людей, чем в любой другой стране мира, но точное число случаев применения смертной казни остается неизвестным, поскольку эта информация является закрытой и относится к государственной тайне. Потому общемировой показатель в 657 смертных казней приведен без учета тысяч вероятных случаев применения смертной казни в Китае.

В Иране число казней немного сократилось с 253 в 2018 году до 251 в 2019. В Ираке же наоборот—практически удвоилось: с показателя 52 смертные казни в 2018 году до почти 100 в 2019. В то же время в Саудовской Аравии зафиксировано рекордное количество жертв казней: в 2018 году их было 149, а в 2019 году уже 184 человека.

В 2019 году в Центральноафриканской Республике, Экваториальной Гвинее, Гамбии, Казахстане, Кении и Зимбабве был отмечен ряд позитивных мер или звучали официальные высказывания, которые могут привести к отмене смертной казни.

Барбадос также убрал положение об обязательной смертной казни из своей Конституции. В США губернатор Калифорнии установил официальный мораторий на осуществление смертной казни, при том, что из всех штатов, именно в Калифорнии больше всего осужденных находятся в ожидании исполнения смертных приговоров. Нью-Гэмпшир стал 21м штатом, отменившим смертную казнь за все виды преступлений.

В Гамбии, Казахстане, Малайзии, Российской Федерации и Таджикистане продолжают соблюдать официальный мораторий на смертную казнь.

По состоянию на конец 2019 года установлено, что смертная казнь за все виды преступлений отменена в 106 странах (большая часть стран мира), а в 142 странах (более, чем две три стран мира) отменили смертную казнь как законодательно, так и на практике.

Amnesty International установила случаи смягчения наказания или помилования для приговоренных к смертной казни в 24 странах, таких как: Бангладеш, Китай, Египет, Гамбия, Гана, Гайана, Индия, Индонезия, Ирак, Кувейт, Малайзия, Мавритания, Марокко/Западная Сахара, Нигер, Нигерия, Оман, Пакистан, Сингапур, Судан, Таиланд, ОАЭ, США, Замбия, Зимбабве.

Зафиксировано как минимум 11 реабилитаций (оправданий) осужденных, ожидавших смертной казни в двух странах: США и Замбии.

Amnesty International приводит информацию о 2307 смертных приговорах в 56 странах за прошлый год по сравнению с известными случаями вынесения 2531 приговора в 54 странах в 2018 году. Тем не менее, Amnesty International не обладает достоверной информации по официальной статистике вынесенных приговоров в Малайзии, Нигерии и Шри-Ланке – в странах с ранее зарегистрированными высокими показателями вынесения смертных приговоров в предыдущие годы.

По состоянию на конец 2019 года известно, что как минимум 26604 человека по всему миру находятся в ожидании исполнения своих смертных приговоров.

Полный доклад на русском можно скачать тут: Amnesty International